Корректная, безотказная работа дизельного мотора и чистота топливной системы при использовании в летнее время зависят от качества и характеристик горючего. Поэтому следует приобретать ДТ, которое отвечает требованиям ГОСТ и соответствует условиям эксплуатации в жаркие месяцы. Данный вид топлива производят по технологии перегона через ректификационную колонну нефти-сырца или вторичных и гидроочищенных нефтепродуктов. В процессе производства из исходного сырья испаряются нафтеновые, ароматические, парафиновые углеводороды, а также иные фракции, закипающие при +280-360°C.
Летнее дизтопливо используется для заправки дизельных ДВС при температуре воздуха не ниже 0°C. В столице и в большинстве российских регионов его применяют, начиная с апреля-мая до сентября, максимум октября. В холодные дни оно будет застывать, что отрицательно влияет на состояние и работу ДВС и топливной системы.
Как регламентируется качество дизтоплива
Как и любое другое горючее, летнее ДТ должно соответствовать жёстким требованиям установленных ГОСТов, особенно в той их части, которые касаются экологических нормативов. Если солярку продают по заниженной цене, то практически в 99% случаев она не соответствует этим стандартам. И её реализация должна быть запрещена. А теперь подробнее о ГОСТах.
ГОСТ Р 305-2013
Горючее по данному российскому стандарту имеет повышенную вязкость и содержит большое количество серы – до 2000 миллиграммов на килограмм топлива. Оно выпускается только по государственному оборонному заказу, используется для тяжёлой военной техники разного типа и в продажу на АЗС общего пользования не поступает. Обычные легковые и грузовые автомобили заправлять таким топливом нельзя, так как его использование неизбежно приведёт к выходу двигателя из строя.
ГОСТ Р 52368-2005
Данный госстандарт регламентирует характеристики как летнего, так и зимнего ДТ. Он подразделяет горючее следующим образом:
- По сортам. Их несколько: А, В, С, D – это летние с температурой застывания +5°C, 0°C, -5°C, а также, Е и F – межсезонные и зимние.
- По классу. Но эта маркировка применяется только для зимних продуктов.
- По виду: в зависимости содержания серы ДТ может относиться к таким группам, как: I (содержание серы не выше 350 мг/кг), II (не выше 50 мг/кг), III (не выше 10 мг/кг).
В данном ГОСТе указана сезонность использования дизтоплива в различных климатических условиях регионов РФ, которая определялась, принимая во внимание предельную температуру замерзания.
ГОСТ 32511-2013
Данный стандарт появился не так давно и вступил в силу в Российской Федерации с 2015 года. ДТ в нём классифицируется по экологическим классам – содержанию серы. Это продукты с маркировкой:
- К3, в них допускается наличие сернистых соединений до 350 мг/кг;
- К4, возможно наличие серы до 50 мг/кг;
- К5, возможно наличие серы до 10 мг/кг.
Ещё в ГОСТе 32511-2013 есть разделение по сезонам:
- З – зимняя солярка, классы от 0 до 3;
- А – арктическое дизтопливо, 4 класс;
- Е – межсезонное ДТ, это такие сорта, как E и F;
- Л – летнее ДТ, это сорта А, В, С и D.
Кроме того, существует формат маркировки ДТ-Л-К5.
Техрегламент, действующий на территории Таможенного Союза, 013/2011
В данном документе ТС перечислены требования ко всем нефтепродуктам, применяемым на постсоветском пространстве – в Казахстане, Беларуси, Киргизии. В нём описаны не только дизтопливо, но и бензин, авиационный керосин, судовое топливо, мазут и т.д.
По этому техническому регламенту ДТ маркируется так, как упомянуто выше: ДТ-Л-К4. Расшифровывается это просто:
- ДТ – это дизельное топливо;
- Л – летнее;
- К4 – Eвро4.
Технические характеристики для горючего по ТР ТС 013/2011:
К5 | К4 | К3 | К2 | |
Цетановое число (минимальное) | 51 | 51 | 51 | 45 |
Содержание серы (количество миллиграммов на килограмм ДТ) | 10 | 50 | 350 | 500 |
Вспышка в закрытом тигле | 55°C | 55°C | 40°C | 40°C |
Ароматические углеводороды | 8% | 11% | 11% | Не регламентируется |
Смазывающая способность | 460 мкм | 460 мкм | 460 мкм | - |
По ТР ТС нет требований к температуре фильтруемости летнего горючего. И ещё данный документ не определяет параметры горючего для военной и нефтедобывающей спецтехники.
Заключение
Все вышеперечисленные стандарты в настоящее время действуют в РФ. Есть важный момент. Если в сертификате указано, что ДТ отвечает Техрегламенту ТС 013/2011 и маркируется как ДТ-Л-К5, то её высокое качество сомнения не вызывает.
Не покупайтесь на маркетинговые уловки типа приставки «ЭКО». Она приводит только к увеличению цены – и всё. Изучите документы, прежде чем приобрести горючее, и заправляйтесь только на проверенных АЗС. И используйте только соответствующее сезону дизельное топливо, тогда двигатель транспортного средства буде работать корректно, а его топливная система не засорится.